Интересные факты о высокой кухне на «Титанике».

Роскошное меню ужина на «Титанике».

Припасов не пересчитать. «Титаник» был одним из первых пароходов с высококлассным обслуживанием, сопоставимым с пятизвездочным отелем. Его кухня не уступала кухням самых изысканных ресторанов Европы. Для элиты — пассажиров 1 класса, готовились эксклюзивные блюда, а меню в столовых 2 и 3 класса было качественным, разнообразным и от части революционным для того времени.

На борту лайнера находилось более 2200 человек. Для того чтобы накормить пассажиров и экипаж, в порту Саутгемптон на судно погрузили: 47 тонн мяса и дичи, 1,5 тонны чая, 35 тыс. куриных яиц, 250 баррелей муки, 6800 литров молока, 1,5 тонны сливок, 5 тонн сахара, 40 тонн картофеля, 15 тысяч эля и портера. В специальных холодильниках в трюме хранились 800 упаковок спаржи, 1387 литров устриц, 2 тонны фруктов и живые цветы для украшения обеденных залов. Данных о количестве вина на борту не сохранилось, но точно известно, что сомелье «Титаника» предлагал пассажирам 70 марок шампанского.

Ресторанное ноу-хау.

Чарльз Проктер, главный кок «Титаника», организовал процесс приготовления еды и обслуживания пассажиров в стиле Огюста Эскофье, французского кулинара, известного своей «высокой кухней». Блюда отличались сложностью приготовления, дорогими ингредиентами, разнообразием соусов и неожиданным вкусов. Но главное ноу-хау француза Эскофье — преобразование в организации труда на кухне. Его повара работали бригадами, возглавляемыми шеф-поваром. Благодаря такой системе, 60 коков и 36 помощников по кухне вместе с стюардами «Титаника» работали слаженно и организованно. Шеф-повар Чарльз Проктер успешно руководил этой огромной фабрикой-кухней и, наряду с капитаном и главным инженером, был важнейшим членом экипажа. Его зарплата была почти равна жалованию капитана Эдварда Смита.

Элита первого класса.

Билет в первый класс стоил 4350 фунтов или 7000 долларов. В перерасчете на современный курс возможность пересечь океан на «Титанике» состоятельная публика заплатила бы по 100 000 долларов. Баснословные деньги не делали брешь в бюджете пассажиров 1 класса. Среди них путешествовали богатейшие люди планеты — миллионер Джон Якоб Астор, магнат стали Артур Райерсон, один из владельцев финансовой империи Бенджамин Гуггенхайм и другие акулы капитализма. Элита 1 класса «Титаника» была финансовой элитой мира. Благодаря миссис Рут Додж, супруги одного из банковских тузов Сан-Франциско, которая прихватила меню последнего ужина на память, мы можем составить представление о великолепии кухни и сервиса на «Титанике».

11 перемен блюд.

В распоряжении пассажиров 1 класса было несколько ресторанов на выбор, и в каждом из них царила «высокая кухня» Эскофье. Самым популярным был роскошный «Ритц». Сохранилось меню именно этого ресторана. Обычный вечер в «Ритце» 14 апреля 1912 года начался в гостиной с аперитивов, которые пассажиры неспешно потягивали под легкую музыку игравшего тут же квинтета. Затем горнист мелодией «Ростбиф Старой Англии» пригласил публику к столу. В тот, последний вечер, первый класс получил шикарный ужин — 11 перемен блюд. Пиршество открылось белужьей икрой с заливными яйцами и свежими устрицами. Затем последовали суп-консоме «Ольга» из ячменя с говядиной и сёмга с взбитыми сливками, между 5 блюдом: огромным подносом с ягнёнком в мятном желе, телячьими медальонами, молодой уткой и 7 блюдом: жарким из голубей со свежим кресс-салатом стюарды принесли пунш «Ромен» — творение Эскофье из замороженных фруктов и рома. Его подавали, чтобы перебить вкус предыдущего блюда и

приготовить вкусовые рецепторы к следующему. Затем спаржа с зеленым горошком и молодым картофелем, паштет из гусиной печени, десерт-пудинг, персики в желе шартрез, шоколад, ванильные эклеры, французское мороженое и наконец, свежие фрукты и сыр. Каждая перемена блюд сопровождалась вином. Во время ужина играл оркестр. В тот вечер в программе были произведения Пуччини, Чайковского и «Сказки Гоффмана» Оффенбаха. После трапезы большинство пассажиров — мужчин вернулись в гостиную, чтобы выкурить сигару и выпить чашечку кофе с портвейном или ликёром.

В начале 20 века приём пищи считался самым важным социальным событием дня. Ужин длился несколько часов, и еда составляла главное удовольствие, как для высшего общества, так и для низших классов. Обслуживание и кухня «Титаника» вполне отвечали представлением людей той эпохи об идеальном сервисе, а ужины 1 класса олицетворяли утонченное гастрономическое изобилие, доступное только избранным. «Титаник» был первым и последним трансатлантическим судном на борту которого совместились роскошь и изысканность «высокой кухни» с массовым трехразовым питанием пассажиров. После его гибели на такой эксперимент больше никто не решился.